Программа составлена на основе: Примерных программ подготовки и переподготовки водителей АМТС.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа базового цикла учебного предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя» предназначена для реализации требований примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2021, N 49, ст. 8153) (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), пунктом 3 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) (далее - Федеральный закон об образовании), пунктом 2 Правил разработки рабочих программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816; 2018, № 52, ст. 8305), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59784), Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993г. №1090 (Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993г, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства РФ, 2021, № 2, ст. 465) (далее - Правила дорожного движения). Приказом Министерства просвещения РФ от 08.11.2021г. № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», зарегистрирован в Минюсте России от 10.03.2022г. № 67672,
Целью изучения учебного предмета " Психофизиологические основы деятельности водителя " является приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, первичных навыков профилактики конфликтов и общению в условиях конфликтов, а также целенаправленное формирование психических свойств, необходимых для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.
Задачи предмета:
1.Формирование мотивации на максимально серьезное и ответственное обучение, построение стратегии эффективного обучения в автошколе для конкретного курсанта;
2.Обучение приемам психологической саморегуляции, позволяющим справиться со своим состоянием и оставаться спокойным и уверенным в себе в любой, даже самой сложной, дорожной обстановке (а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД);
3.Создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного использования автомобиля, вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения.
Содержание Рабочей программы базового цикла учебного предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя» представлено пояснительной запиской, общей характеристикой предмета, тематическим планом, содержанием предмета с распределением учебных часов по разделам и темам, условиями реализации предмета, системой оценки результатов освоения предмета, планируемыми результатами освоения предмета, учебно-информационными источниками.
Учебный предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя» состоит из одного раздела, курс рассчитан на 12 часов, в том числе 8 часов теоретические и 4 часа практические занятия.
Занятия по учебной дисциплине проводятся в учебном классе. В ходе изучения используются компьютерные технологии, на занятиях обучающиеся знакомятся с основными понятиями и терминами: профессиональная надежность водителя, основы психофизиологии труда водителя, этика водителя.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 5.
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
Тема 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки |
2 |
2 |
- |
Тема 2. Этические основы деятельности водителя |
2 |
2 |
- |
Тема 3. Основы эффективного общения |
2 |
2 |
- |
Тема 4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов |
2 |
2 |
- |
Тема 5. Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум) |
4 |
- |
4 |
Итого |
12 |
8 |
4 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Тема1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки.
Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки: понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.-2ч. (теоретическое занятие)
Тема 2. Этические основы деятельности водителя.
Этические основы деятельности водителя: цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки. Нужно помнить, что безопасное движение требует сотрудничества между водителями, вежливый водитель тратит меньше нервной энергии, и машину он водит лучше, потому что расслаблен и уверен в себе.-2ч. (теоретическое занятие)
Тема 3. Основы эффективного общения.
Основы эффективного общения: понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные "эффекты" в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения.-2ч. (теоретическое занятие)
Тема 4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов .
Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов: эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем.-2ч. (теоретическое занятие)
Тема 5. Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум).
Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта. Психологический практикум.-4ч. (практическое занятие)
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
По итогам аттестации слушатель должен
знать:
-влияния конструктивных характеристик автомобиля на работоспособность и психофизиологическое состояние водителей;
-особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
-основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
-основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
-последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения водителями транспортных средств;
В результате освоения Образовательной программы, обучающиеся должны
уметь:
-управлять своим эмоциональным состоянием;
-конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
-оказывать помощь в посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
-прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством и совершать действия по их предотвращению; -своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
Организационно-педагогические условия, созданные в автошколе обеспечивают реализацию образовательной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся, способствуют достижению целей программы.
Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизиологическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность (ООО «Старт»), проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов, работающих по договору с ООО «Старт», в т.ч. с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.
Занятия по учебному предмету базового цикла «Психофизиологические основы деятельности водителя» проводятся в оборудованном учебном классе с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям. Наполняемость учебной группы рассчитана на 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут). Подготовка водителей осуществляется в очно-заочной форме обучения, на русском языке. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающегося по предмету составляет 12 часов в неделю.
Кадровые условия. Преподаватели по программам профессионального обучения должны удовлетворять требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 6 октября 2010г., регистрационный № 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 1 июля 2011г., № 21240).
В процессе освоения предмета используются традиционные методы обучения: лекции, практические занятия (тесты, индивидуальная, групповая работа); современные образовательные технологии: работа в малых группах, деловые игры, анализ ситуационных задач.
Информационно-методические условия реализации программы предмета:
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа учебного предмета;
- методические материалы и разработки;
- расписание занятий.
Материально-технические условия реализации программы предмета:
Перечень учебного оборудования
Таблица 6.
Наименование учебного оборудования |
Единица измерения |
Кол-во |
Оборудование и технические средства обучения
Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (АПК) Компьютер с соответствующим программным обеспечением Мультимедийный проектор Экран
Учебно-наглядные пособия[1]
Психофизиологические основы деятельности водителя Психофизиологические особенности деятельности водителя Воздействие на поведение водителя психотропных, наркотических веществ, алкоголя и медицинских препаратов Конфликтные ситуации в дорожном движении Факторы риска при вождении автомобиля |
комплект комплект комплект комплект
шт
шт шт шт |
1 2 1 1
1
1 1 1 |
Основные источники:
Дополнительные источники:
6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
В процессе изучения предмета преподавателем проводится:
Текущий контроль учащихся для оценки качества освоения отдельных тем программы, в следующих формах: фронтальная, индивидуальная, групповая. Применяются устные и письменные методы контроля. Разнообразие форм и методов контроля позволяет обеспечить планомерную проверку успеваемости обучающихся. Основной упор делается на то, чтобы учащиеся приобретали не только фактические знания и умения, но и необходимые интеллектуальные умения, т.е. анализировали, сравнивали, а самое главное, полученные знания применяли на практике.
Промежуточная аттестация предназначена для определения качества освоения, содержания учебного предмета и проводится в виде зачета, с использованием материалов, утвержденных руководителем ООО «Старт». Результаты выставляются в «Журнале учета успеваемости».
Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
Итоговая аттестация проводится после изучения всей Образовательной программы в форме квалификационного экзамена.
Вопросы и материалы, для промежуточной аттестации носят примерный характер и могут изменяться по мере необходимости учебной организацией и утверждаться руководителем ООО «Старт».
Перечень вопросов к промежуточной аттестации:
1. Память - это
1) психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и
сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта,
делающим возможным его повторное использование в деятельности
2) отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств.
3) психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его
свойств и частей
4) познавательный психический процесс создания нового образа (представления)
предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека
представлений.
Ответ:1
2. Перечислите виды мышления:
1) наглядно-действенное
2) наглядно-словесное
3) наглядно-образное
4) словесно-логическое.
Ответ:1,3,4
3. К познавательным функциям не относится:
1) внимание
2) логика
3) восприятие
4) память
5) мышление
Ответ:2
4. Выберите основные методы (способы) поучения умозаключений при рассуждении:
1) дедукция
2) индукция
3) хронология
4) аналогия
Ответ:1,2,4
5. Объемом внимания называется
1) качество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой
степенью ясности.
2) количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с
одинаковой степенью ясности.
Ответ:2
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
Учебно-методические материалы представлены:
[1]Учебно-наглядные пособия (табл.) по учебному предмету представлены в виде мультимедийных слайдов, находящихся на CD диске.